Клиент всегда прав?
Два слова об истории этого каламбура. По одному из предположений он появился на западе во время рождения свободных отношений продавца и покупателя, когда эти отношения строились в виде сделки. Причем в понятия продавца и покупателя вкладывался широкий смысл (от торговых до производственных отношений). По-моему нельзя понимать это выражение в буквальном смысле, так как в этом случае минимизируется роль «продавца».
Нужно иметь ввиду, что в выражении «клиент всегда прав» есть продолжение: «… пока не доказано противоположное».
Часто встречаются «покупатели» (или клиенты), которые стремятся использовать этот афоризм для того, чтобы выдавить из «продавца» незаконные дивиденты. Как правильно поступить в этой ситуации?
- если «клиент» запрашивает какую-то мелочную услугу, не предусмотренную договором и не требующую особых материальных затрат, то проще ее выполнить, чем вступать с ним в спор или доказывать свою правоту (целее будут нервы). Если «клиент» захочет и в дальнейшем использовать этот прием, то лучше искать других клиентов;
- если «заказчик», используя эту фразу, настроен крайне агрессивно, то с ним нужно прекратить контакт, перенести обсуждение данного вопроса на несколько дней. Очень возможно, что будет найден компромисс;
- если и после паузы «клиент» продолжает наступать, то можно в спокойном, тихом тоне задать вопрос: «а зачем? для чего?» «заказчик» может растеряться и выдавить из себя «клиент всегда прав». В шутливом тоне можно предложить ему обменяться ролями;
- если требуют то, что вы обязаны выполнить по договору – нужно быстро и корректно исправить свои ошибки и принести извинения.
Как показывает практика, к сожалению, в большинстве спорных ситуациях «клиенты» не правы и очень важно без оскорблений, в спокойном тоне объяснить их ошибки, чтобы они отказались от своих «хотелок». Они будут вам благодарны.
В заключении хочу сказать, что, работая «продавцом», необходимо демонстрировать уважение к «клиенту», не допускать его унижения, не забывая об интересах «продавца». И для «клиента», и для «продавца» должно действовать золотое правило – относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.